Вы здесь

Среднее образование в США

Среднее образование в США: как устроена система, и какие качества она воспитывает в школьниках

В Соединенных Штатах законченным средним образованием могут похвастаться 85% взрослого населения. При этом на государственном уровне образовательный процесс регулируется очень слабо – участие правительства сводится к общим рекомендациям и финансированию, включая отдельные образовательные программы. После принятого в 2001 году закона был принят единый стандартизированный тест для оценки знаний учащихся.

Графика: средняя школа в США и в Украине

 

Начало учебы в школе

Длительность учебного года

Продолжительность занятий

Окончание учебы в школе

США

5–6 лет

От 170 до 186 дней

5–7 часов в день, 5 дней в неделю

17–18 лет

Украина

6–7 лет

165 дней (2016 год)

5–6 часов в день, 5 дней в неделю

16–17 лет

В США есть частные (private school), бесплатные общественные (public school), церковные школы и программы домашнего обучения (homeschooling). Большинство учеников занимается в бесплатных школах. Домашнее обучение практикуется обычно в случаях, когда у ребенка есть определенные психические или физические проблемы, либо в районах, где родители обеспокоены школьным окружением ребенка.

Более 85% детей в США получают бесплатное среднее образование в государственных школах. На долю домашнего обучения приходится до 3% учеников. Частные учебные заведения дают более высокий уровень образования и готовят детей к поступлению в лучшие вузы страны, но обучение обходится дорого (от 10–15 тысяч долларов в год). А еще в последние годы в Америке растет популярность религиозных школ.

В США образование среднего уровня является обязательным, но конкретные возрастные ограничения в разных штатах варьируются: одни обязывают подростков учиться до 16 лет, другие – до 17–18.

Общественные школы Соединенных Штатов

За исключением Мэриленда, они находятся в ведении организаций, созданных местными властями или правительствами штатов. Их территориальный охват соответствует границам административного округа или города, общее число школьных округов в США – более 14 тысяч.

Такой округ финансируется частично из государственного бюджета, а по большей части – из местных налогов. Именно поэтому качество образования очень сильно зависит от места проживания учащегося и наоборот: чем выше уровень образования в школе, тем дороже обходится жилье в данном районе.

Школьный округ самостоятельно определяет программы обучения и принципы проверки знаний учащихся. Управляются округа школьными советами, которые формируются через голосование жителей.

Состоятельные округа могут учреждать дополнительные школы-«магниты» для талантливых детей, которые живут на их территории. Таких специализированных «магнитов» может быть даже несколько, тогда они делятся по специализациям: технические, гуманитарные, школы искусств.

Уровни средних школ

До 5 лет дети воспитываются в дошкольных учреждениях по типу наших яслей, посещение которых не является обязательным. Затем начинается обязательное обучение, разбитое на три совершенно обособленных периода: начальная школа, средняя и старшая. Это не просто условное деление, а отдельные учебные заведения, которые могут быть удалены друг от друга даже географически на достаточно большое расстояние.

  1. Начальная школа (elementary schools либо grade schools)

Учеба начинается с 5–6-летнего возраста. В это время дети идут в начальную школу, и почти все начинают в «нулевого» класса, kindergarten, где уроки длятся по 3–6 часов.

В начальной школе почти все предметы ведет один учитель, обязательными обычно являются чтение, письмо, арифметика, иногда – краеведение. Общественным и естественным наукам в это время уделяется мало внимания. Часто акцент делается на развлекательных и познавательных мероприятиях: художественные проекты, экскурсии, уход за растениями и животными, другие способы наблюдения за окружающим миром.

В классах обычно до тридцати учеников, и уже в это время их делят по группам на основании результатов тестирования, а обучение дифференцируют в зависимости от одаренности и мотивации детей.

Очень серьезное внимание уделяют физической активности учеников и предлагают им заниматься разными видами спорта на выбор (теннис, гольф, баскетбол и др.).

В начальной школе дети учатся до 11–12 лет.

  1. Средняя школа (middle schools, она же intermediate schools или junior high schools)

Это шестой-восьмой классы, то есть возраст с 11–12 до 14 лет. Тут появляются учителя-предметники, а ученики должны изучать не только язык и математику, но и социальные и естественные науки. Часть предметов школьники выбирают самостоятельно – это могут быть занятия, связанные с технологиями, искусствами, углубленным изучением некоторых предметов.

В это время происходит разделение учащихся на «обычные» и «продвинутые» классы, в которых темы изучаются более глубоко, а домашних заданий выдают больше. В действительно хороших школах различных курсов могут быть десятки, и в средней-старшей школе преподавание этих курсов может быть сравнимо с университетским уровнем.

  1. Старшая школа (high school)

Это завершающий этап среднего образования, 9–12 классы, соответственно, возраст учеников – от 14–15 лет до 17–18. В это время ученики готовятся поступать в университет, и весь учебный процесс ориентирован именно на это.

Учащиеся выбирают занятия свободно, требования к обязательно изучаемым предметам минимальны и устанавливаются школьными советами в каждом округе отдельно. Обычно они включают три года изучения математики и естественных наук, до 4 лет – социальных наук и литературы и один-два года занятий физкультурой, причем это не спорт «в общем», а определенные его виды: плаванье, футбол и др. В школах Соединенных Штатов спорту уделяют очень большое внимание, регулярно организуются соревнования между школами, городами, округами.

Однако большинство вузов предъявляет более высокие требования к программе, так что ученики, нацеленные на получение высшего образования, обычно изучают еще иностранные языки и другие предметы, которые интересуют выбранный ими вуз. Это могут быть компьютерная техника, игровое или изобразительное искусство, дополнительные науки, трудовые дисциплины. Очень много есть факультативных занятий, где изучают массу предметов – от игры на фортепиано до основ ведения бизнеса.

Поэтому классов в нашем привычном понимании здесь уже нет, состав групп учащихся на разных предметах все время меняется.

В старших школах работают «продвинутые» классы, которые готовят учеников к сдаче определенного вида экзамена, и большинство вузов учитывает полученные на этих экзаменах оценки.

Многие школы на этом этапе дают ученикам возможность выбора готовых программ, сложность которых зависит от дальнейших планов учащихся. Так, IB program (International Baccalaureate) – программа для тех, кто планирует поступить в один из лучших университетов страны. Она рассчитана на два года, основу её составляют шесть предметов по свободному выбору, а преподаваться они будут на двух уровнях, стандартном и продвинутом. AP program (The Advanced Placement) – это «продвинутая» программа, действующая в школах Штатов и Канады и включающая более 30 предметов, уровень преподавания которых соответствует требованиям начальных курсов колледжей.

Правила, предметы, задачи, специализация

Чтобы получить диплом об окончании школы, ученик должен иметь зачеты по 16 курсам за 4 года. Обязательные для изучения предметы часто дробятся на несколько мелких курсов. Особенно охотно такой подход практикуют большие школы.

Средняя школа может быть профессиональной, академической или многопрофильной. В последнем варианте учащимся, начиная с 9 класса, предлагают несколько профилей обучения (отделений), среди которых могут быть общие, индустриальные, академические, коммерческие и др.

Графика: отделения в многопрофильных школах

Отделение

Особенности преподавания

Академическое

Готовит учащихся к поступлению в университет.

Общее

В последнее время их число сокращается: критики уверяют, что общим отделениям не хватает направленности, и ученики получают знания в объеме, недостаточном ни для поступления в колледж, ни для профессиональной деятельности.

Профессиональное

Дает навыки полезной практической деятельности. Включает работу в школьных гаражах или мастерских, а количество часов общего образования существенно снижается.

Это лишь самые распространенные профили, список ими не исчерпывается, и каждая школа может предлагать что-нибудь свое.

При переходе в 9 класс учащихся тестируют на IQ, чтобы определить, имеет ли смысл зачислять ученика, к примеру, на академическое отделение, или ему лучше выбрать  практические курсы.

В результате учащиеся, окончившие одну и ту же школу, могут иметь совершенно разный уровень образования и направление подготовки.

Школьное образование в США – учебный процесс как сознательная активность

Принципы обучения и воспитания в школе сильно отличаются от привычных нам. В школах Соединенных Штатов весь процесс нацелен на то, чтобы научить детей быть инициативными, самостоятельными, ответственными, дисциплинированными. Высоко ценятся креативность, умение мыслить и действовать независимо, и в то же время детей учат работать в команде.

  • Поведение

Строгой дисциплины в начальной школе не существует. Дети могут заниматься, сидя на полу или ходить по классу. Ребенку не возбраняется самостоятельно читать или писать во время уроков. Только к пятому классу детей усаживают за одноместные парты.

Список предметов для обучения на следующий год ученики составляют в конце текущего, и во время каникул канцелярия рассылает школьникам индивидуальные расписания уроков.

  • Отношение к учителям

Учителя в американских школах – не носители истины, а товарищи по учебному процессу. Детей учат анализировать, рассуждать, находить собственные решения, а не искать единственно правильный ответ.

Вообще, самостоятельность ценится очень высоко, к ней приучают детей, начиная с младшего возраста: ночь в гостях, выходные в путешествиях, летние лагеря отдыха. Школа – лишь одно из звеньев этой цепи, и воспитание независимой мыслящей личности является одной из ее главных задач.

  • Коллектив

Понятия единого коллектива, который ходит на занятия вместе, тут не существует: как мы помним, с пятого класса ученики достаточно свободны в выборе предметов и постоянно мигрируют между учебными комнатами. Однако есть понятие Home Room и аналога нашего классного руководителя: каждый ученик прикреплен к определенной комнате и определенному учителю, который может, к примеру, раздавать учебные материалы или собирать справки от врачей. При этом и состав класса в Home Room, и закрепленный за комнатой учитель обычно меняются каждый год.

  • Уроки

В основном занятия проводятся в форме лекций и обсуждений: учитель предлагает тему и вовлекает учащихся в диалог. Это не опрос и не проверка знаний – это ежедневные тренировки для выработки, формирования и отстаивания собственного мнения.

Домашние задания есть, сдают их в письменном виде или присылают учителю на e-mail, при этом болезнь или отсутствие на занятиях не является оправданием невыполненного задания.

Презентации, организация дискуссий, креативные и артистичные представления выполненных заданий – все это практикуется и приветствуется, особенно в классах гуманитарных и естественных наук.

  • Взаимодействие

Считается, что один из ключевых навыков, которые нужно приобрести в средней школе, – умение работать в команде (team work). Поэтому часто проекты и даже классные работы делят между несколькими учениками. Такая команда может быть создана для выполнения разового задания, а иногда группы работают совместно в течение семестра или всего года.

  • Комплектование классов

Перед началом каждого учебного года составы классов в средней и старшей школе переформируют, делая их более-менее равномерными по признакам расы, пола, уровня навыков и даже по поведению учащихся.

Подход к образованию и способы оценки знаний в школе

Тестирования в американских школах проводятся регулярно: это и тесты по предметам, и общее тестирование. На итоговую оценку по предмету влияет не только результат проверки знаний, но и участие в жизни школы, отношение к учебе, умение работать в команде.

  • Система оценок

Их выставляют по буквенной системе: от высшей A до неудовлетворительной F. К оценкам могут быть добавлены плюсы или минусы. Обычно неудовлетворительную оценку ставят, если верных ответов менее 60%.

Помимо этого, есть дополнительные условия для предметов продвинутого уровня. Предметы имеют четыре уровня сложности, которые не равнозначны при выведении общей оценки в школьном аттестате. А самые престижные высшие заведения не рассматривают аттестаты со средним баллом менее 4,25, поэтому ученики, нацеленные на получение хорошего образования, уже в школе должны изучать основные предметы на углубленном уровне.

  • Тесты как основной инструмент оценки

Студенты всех форм обучения ежегодно, начиная с третьего класса, проходят тестирования. По их итогам оценивается качество работы школы и образовательного совета, а результаты являются основой для формирования рейтинга школ и определения объемов её финансирования.

Тесты проводят в письменном виде, устных экзаменов нет.

  • Тестирование для зачисления в вуз

Во время учебы в старшей школе учащиеся сдают тесты SAT или ACT, на основании которых принимается решение о поступлении в колледж или университет. Таким образом, еще до завершения среднего образования подростки знают, поступили они в избранный колледж или нет, получат они стипендию или им будет доступно только платное обучение. Это очень важные вопросы, потому что стоимость высшего образования в США весьма высока и доступна далеко не каждой семье.

Диплом, полученный выпускником старшей школы США, признается во всем мире, а успешное окончание школы дает возможность поступить в самые престижные колледжи и университеты страны.

Профессиональное и среднее специальное образование в США

Среднее специальное и профессиональное образование в США получают на базе аналога наших техникумов – community colleges. Учащихся делят на маленькие группы, в которых работают преподаватели колледжей и где практикуется индивидуальный подход к обучению.

Программа рассчитана на два года. Её результатом становится ассоциативная степень по естественным или гуманитарным наукам, а изученные в колледже предметы будут засчитаны при учебе в университете.

После окончания community colleges выпускник может поступать сразу на третий курс университета и стать обладателем степени бакалавра через два года.

Как получить образование в США иностранцу

Позвоните в STAR Academy и получите индивидуальную «дорожную карту»!

Мы предлагаем не воздушные замки, а советы, основанные на собственном опыте: наши сотрудники и их дети прошли обучение в зарубежных школах и вузах. Программы, которые мы вам предлагаем, проверены на нашем собственном опыте.

Мы на практике изучили особенности зарубежного образования, мы знаем, чем оно отличается от отечественного и как вести себя нашим школьникам для скорейшей адаптации к новой среде.

Мы подберем для вас варианты с самой большой отдачей и самым низким порогом вхождения, учтем склонности учащегося, его характер и предпочтения.

STAR Academy – это продуманный старт для ваших детей в новую успешную жизнь. Позвоните!

Заголовок страницы H1: 
Среднее образование в США
Рекомендуем
BREVARD PUBLIC SCHOOLS

США, Майами

21000 $
Подробнее
Рекомендуем
Miami-Dade County Public Schools

США, Майами

23000 $
Подробнее
Рекомендуем
ANTELOPE VALLEY SCHOOL DISTRICT

США, Лос-Анджелес

24000 $
Подробнее
Рекомендуем
CHELMSFORD PUBLIC SCHOOLS

США, Бостон

29751 $
Подробнее
Рекомендуем
MAYNARD PUBLIC SCHOOLS

США, Бостон

30251 $
Подробнее
Рекомендуем
BELMONT PUBLIC SCHOOLS

США, Бостон

30251 $
Подробнее
Рекомендуем
MASCONOMET REGIONAL SCHOOL DISTRICT

США, Бостон

31001 $
Подробнее
Рекомендуем
LOS ANGELES UNIFIED SCHOOL DISTRICT

США, Лос-Анджелес

32251 $
Подробнее
Рекомендуем
Rancho Solano Boarding School

США, Феникс

38850 $
Подробнее

Раздел

  1. Определение целей, желаний и возможностей 
  2. Тестирования (языковое, психологическое, проф экспертиза) а также на основании своего 17-летнего опыта.
  3. Выбор учебного заведения. Главная цель компании - perfect match ученика и заведения
  4. Организационные вопросы. Виза, документы и т.п.
  5. Дальнейшее сопровождение: поддержка и сопровождение детей на всех этапах - академические, медицинские, бытовые, психологические аспекты. Акцент на потребности и возможности ребенка. Делаем все, чтобы выбор привел к успеху и формированию гармоничной личности.

 

  • Эльвира Креденцер, Директор по развитию STAR Academy
    "Как не потеряться в пестроте предложений? Как не попасться на низкое качество, когда заманивают потоком скидок и розыгрышей бесплатных недель? Какую программу выбирать и что подходит именно вашему ребёнку? Вопросов много, ответ один – отталкивайтесь от целей и бюджета, а мы постараемся помочь и подобрать программу, чтобы сделать поездку познавательной и незабываемой!"