ПОДОБРАТЬ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ

Зачем нужны международные университетские рейтинги?

При выборе будущего учреждения для получения высшего образования многие абитуриенты и их родители сталкиваются с большими трудностями. Это связано с наличием  большого количества университетов со схожими факультетам и специальностями. На официальных сайтах ВУЗов подана информация об их истории, награждениях, известных всему миру выпускниках, специфике учебного процесса, которая создает впечатление у абитуриентов, что этот университет – именно то, что ему подойдет. Однако, и в этом вопросе слишком много подводных камней, ведь о каких-либо недостатках и слабых сторонах яркие надписи на сайтах умалчивают.

На помощь приходит рейтинговая система оценивания высших учебных заведений. Она поможет создать целостную картину, узнать уровень преподавания, общие условия для обучения, отношение студентов к своей альма-матер, будущие перспективы после окончания ВУЗа. Считается, что Оксфорд и Кембридж – самые престижные и перспективные университеты, но в поступлении в них есть также преимущества и недостатки.

Существует много методик оценки, которые включают в себя различные критерии. Далекому от этого вопроса человеку трудно понять и правильно оценить рейтинговое место высшего учебного заведения. Во избежание таких ситуаций нужно тщательно разобраться, что из себя представляют базовые рейтинговые системы и из чего они состоят. Благодаря этому решение о выборе подходящего учебного заведения не будет вызывать трудностей.

Мировые рейтинги университетов

Одну из наиболее популярных систем университетского оценивания предложило издание Times Higher Education больше двенадцати лет назад, она до сегодняшних дней пользуется спросом. В рейтинг, которому доверяют тысячи людей по всему миру, включая абитуриентов, их родителей, студентов, преподавателей, специалистов системы образования, входит 102 университета.

Все ВУЗы оцениваются по таким критериям, как исследовательская деятельность, репутация, уровень преподавания, будущая перспектива на международном уровне. Также существует отдельный перечень, где представлено ранжирование университетов по предметам и странам. В 2010 году была разработана улучшенная и усовершенствованная методика оценивания, однако, некоторые критики выразили свое мнение о том, что она негативно сказывается на рейтинге неанглийских учебных учреждений.

Команда Times Higher Education была сформирована посредством слияния двух компаний – непосредственно той, чье имя она носит, и QS. 2010 год знаменателен тем, что от основного бренда отделилась организация QS. Данная исследовательская группа также создала личный рейтинг, который был основан на старых методиках. Система оценивания ВУЗов в QS World University Rankings включает в себя четыре базовых показателя: научно-исследовательская деятельность, уровень преподавания, будущее трудоустройство и интернационализация. Каждому из критериев присвоено определенное количество минимальных и максимальных баллов, при суммации которых определяется место в рейтинге.

В 2016-2017 году эта система оценивания включала в себя 900 университетов, 400 из которых, стоящие первые в списки, доказывали свою престижность. Этот перечень выставлен на сайте исследовательской организации, к нему имеет доступ любой пользователь. Сортировка ВУЗов проводится по месту расположения или показателям эффективности.

Также существует Академический рейтинг университетов мира ARWU, над созданием которого работали представители азиатских стран. Впервые удачная попытка проведения ранжирования и оценивания учебных учреждений в 2003 году была проведена сотрудниками Шанхайского университета.

Важным аспектом является продвижение высших учебных заведений в научно-исследовательской сфере, она оценивается по количеству опубликованных работ в таких журналах, как Nature и Science, участию в Нобелевской премии. Для создания рейтинга берется 1200 университетов, из которых 500 занимают топовые позиции. Однако, некоторые критики в качестве недостатков этой системы оценивания выделяют чрезмерную тягу к научным показателям.

Борис Самарянов, сотрудник STAR Academy, который не первый год занимается образованием за границей, высказал свой взгляд на этот вопрос. Мужчин объяснил, что за рубежом все ВУЗы классифицируются на научно-исследовательские и прикладные, которые не включены в рейтинги. Выбор абитуриента должен полностью зависеть от того, кем он видит себя в будущем, каким видом деятельности хочет заниматься. Если ему ближе бизнес-деятельность, маркетинговая сфера или логистика, то нет необходимости выбирать университет с активной исследовательской деятельностью. В случае, если будущий студент не мечтает стать ученым и развиваться в науке, есть смысл выбирать ВУЗ по высокому показателю трудоустройства в будущем.

Национальные рейтинги

Вышеперечисленные классификации не единые системы оценивания, которыми пользуются во всем мире. Также существуют рейтинги на государственном уровне, которые составляются специально созданными научно-исследовательскими организациями, прессой. Единственной системы, которая б затмила все остальные, не существует. Поэтому в каждой стране рейтинговые показатели базируются на различных критериях. К примеру, важными аспектами являются особенности проведения вступительных экзаменов, их сложность, уровень оплаты после выпуска, деятельность в системе международных связей.

Перед поступлением важно просмотреть не только всемирные рейтинги, но и государственные. Они включают в себя большое количество учебных учреждений и являются достаточно полезными. Примеры таких систем оценивания – это:

  • в Британии – представлены рейтингами от The Guardian, The Times и The Independent. Они имеют некоторые изъяны и недостатки, но завоевали доверие своих сограждан;
  • в Ирландии – газета The Sunday Times проводила анализ университетов, учитывая уровень их элитности;
  • в азиатских странах – изобретена исследовательской командой QS, основана на общих классификациях, но усовершенствована и подобрана с учетом запросов современных граждан;
  • в Америке – с 1984 года журнал U.S. News & World Report является ведущей организацией, которая составляет около 50 разносторонних рейтингов, они отличаются по локализации ВУЗов, предметам, уровню преподавания, перспективы для будущего. Также спросом пользуются перечни журналов Forbes, Money или The Princeton Review.

Как применить полученную информацию на деле?

Ходит множество разговоров, касающихся правильности ранжирования, способов интерпретации результатов. Нужно отметить, что университетские рейтинги предоставляют абитуриенту и его родителям общую информацию об высшем учебном заведении, иногда этого недостаточно для того, чтобы сделать выбор. Необходимо прочитать отзывы студентов, а еще лучше – пообщаться вживую с уже учащимися, задать интересующие вас вопросы.

Для примера можно рассмотреть ирландский ВУЗ Trinity College Dublin. Если просмотреть международные рейтинги то можно отметить для себя, что он продвинутый на международном уровне, раз есть во всех рейтинговых перечнях. Разные позиции объясняются тем, что оценивание проводится по различным критериям.

Если абитуриент желает учиться и, может быть, видит свою будущую работу, проживание на территории Ирландии, то наличие выбранного университета в национальных рейтингах на топовых позициях говорит о его популярности и о том, что выпускника данного ВУЗа с руками и ногами заберут работодатели после выпуска.

Помощь в выборе может предоставить специалист по высшему образованию, который после общения с абитуриентом поймет, что для него в приоритете: будущая перспектива карьерного роста и высокой оплаты труда, научные исследования, стажировка в других странах и городах. После этого специалист поможет подобрать оптимальный вариант.

После того, как вы перебрали тысячи вариантов возможного места получения высшего образования, может остаться как пару вариантов, среди которых нужно сделать выбор в пользу одного. Важным аспектом является то, что будущая альма-матер полностью соответствует ожиданиям абитуриента, поможет раскрыть все его таланты и амбиции, станет мотивацией для саморазвития и самосовершенствования, подходит финансовая сторона вопроса. Если выбранный университет подходит по вышеперечисленным критериям, его место в рейтинговом перечне имеют второстепенное значение.