Каждую осень, зелёные листья желтеют и опадают. Каждую осень, обязательно раздаётся звонок и звучит вопрос: «Вы помогаете поступать в Гарвард( MIT, Стэнфорд ..)?» С одной стороны хорошо, что COVID не снизил интерес к «живому» обучению - дипломы и он-лайн доступны, а в «Highly selective» colleges идут за будущим. По прежнему, процент принятых на первый курс остаётся небольшим - 4,013% в Harvard и 4,03% в MIT по итогам 2021г. Но тем и хороши сказки, что они «больше, чем правда, не потому, что в них речь идёт о драконах, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить.»
Подводим итоги интервью кандидата на поступление в MIT. А где-то на другом конце земного шара, также мучается сотрудник приёмной комиссии Крис Петерсон, отвечая на вопросы детей и родителей: «Как поступить в MIT?»
Нет специального рецепта подготовки, есть вполне разумные критерии, по которым представители университета отбирают студентов, подходящих именно им. Ты упорно трудишься, помогаешь и получаешь хорошие рекомендации, увлечён и впереди планеты всей, но этого может быть недостаточно. Твоё интервью и мотивационное письмо очень сильно влияют на решение. Но даже если тебя не примут, усилия, которые ты приложил - тебе обязательно пригодятся.
Когда мы спросили Давида, позитивного парня, отучившегося 11 лет в швейцарской школе, отличника, математика: «Как мы должны понять, что ты, к примеру, Rolls-Royce, а не Toyota Prius?» Мальчик сник и ответил: «У меня нет никаких особых талантов, я обычный.»
Тут же вспомнился рассказ того самого Криса из MIT о том, что несколько лет назад, они не приняли студента, который в гараже создал настоящий ядерный реактор. Взяли тысячи других, но не его. И часть аудитории тут же грустнеет, но на самом деле эта история доказывает, что приняли других, не создавших реактор. Значит пазл можно продолжать складывать.
Одним из самых сложных моментов в нашей работе - разговор с любящими и амбициозными родителями, которым нужно донести, что ребёнок ПОКА ЕЩЁ не достиг уровня взрослости и осознанности, чтобы влиться в ряды такого уровня университета и демонстрировать свою уникальность, работоспособность и быть интересным для окружения. Ведь приёмная комиссия оценивает не то НАСКОЛЬКО студент хорош, а насколько он ВНУТРЕННЕ МОТИВИРОВАН, готов ГЛУБОКО ПОГРУЖАТЬСЯ в темы, которые нравятся и положительно влияют на их сообщество, а не людей, пытающиеся поразить отличными оценками и количеством факультативов и АР.
Взгляните на фотографию. Этот парень, во время нашего знакомства, с такой страстью рассказывал о долгожданной победе в соревнованиях лодок на солнечных батареях, о своём увлечении игрой на фортепиано и благотворительных джазовых концертах с друзьями, о том, как сложно с малышами делать уроки и как летом хочется отдохнуть, а не подрабатывать в лаборатории. Невольно восхищаешься:« И это всё к 17 годам!» Его заявка в MIT была одобрена, а я поняла, почему так мало наших поступают в Лигу Плюща, Стэнфорд и Оксбридж.
P.S. Возвращаясь к нашему кандидату, мы почти были уверены, что общение закончено, но к всеобщему удивлению, папа попросил продолжить сотрудничество и помочь с дальнейшей стратегией по обучению. И ты понимаешь, что удовлетворение от работы приходит не столько от результативных поступлений в желаемый университет, сколько от осознания того факта, что любые преодоления трудностей, обязательно приводят к интересной и увлекательной жизни и совсем необязательно в Лиге Плюща :)